|
Памятник маяк на острове Утриш
Судно было построено в Англии в 1903 году, называлось «Сайда».
Основные параметры: длина - 95,93 метра, ширина - 13,5 метров, глубина трюма - 5,99 метра, осадка - 6,2 метра, полная грузоподъемность - 4277 тонн, двигатель - 1200 лошадиных сил, 2 паровых котла, топливо - уголь, скорость - 9 узлов в час, 4 трюма, 8 лебедок. В мирное время возил марганцевую руду из Поти в Мариуполь для заводов «Азовсталь» и Донбасса.
Во время войны совершал рейсы «Новороссийск - Камыш-бурун». В ночь с 1 на 2 марта 1942 года пароход «Фабрициус», под командованием Михаила Ивановича Григора вышел из Новороссийска в Камыш-Бурун. На борту находились солдаты воинской части, боевая техника, продовольствие, обозное снаряжение с лошадьми. Вблизи мыса Большой Утриш, на расстоянии 4 миль от берега, пароход был торпедирован. С самолета -
торпедоносца, находившегося ранее на поплавках на фоне темного берега с заглушенными моторами, заметили корабль, который шел близко от берега и попал на лунную дорожку. Самолет включил моторы, на бреющем полете пошел в атаку и бросил торпеду. В корпусе судна, в районе 3 трюма раздался взрыв, образовались пробоины. Вода хлынула в машинное отделение, в отсеки. Сразу погибли 5 членов экипажа, но обнаружили их только через несколько дней. Солдаты с борта полетели в воду и подняты были не все. Судно за секунды погрузилось в воду по главную палубу, легло на правый борт с большим креном, потом немного выпрямилось. С «Фабрициуса» начали стрелять из пушек вверх, чтобы дать знать береговым постам и Новороссийску, что судно нуждается в помощи. Из Новороссийска прислали малый охотник, но он не смог буксировать, лопнули тросы. Мимо проходил теплоход «Василий Чапаев», который вплотную подошел к «Фабрициусу», по трапам воинская часть была пересажена на теплоход, а само судно было подтянуто к берегу на расстояние 150-200м и жестко село на гребень скалы. На канонерскую лодку перегрузили лошадей, сохранившуюся часть провианта. Экипаж остался на «Фабрициусе».
152 дня экипаж оставался на судне, вел огонь-по торпедоносцам и бомбардировочной авиации.
В конце июля 1942 года экипаж был снят с «Фабрициуса».
Оставшиеся в живых члены экипажа впоследствии сражались на разных фронтах Войны. Захоронение 1942 год. Первый памятник в 1957 году. Мемориал в 1975 году. Реконструкция в 2004 году.
В братской могиле похоронены погибшие при взрыве члены экипажа:
замполит Ломоносов Феодосии Иванович,
второй механик Витман Ганс Янович,
кочегар Миронов Иван Михайлович,
кочегар Рысев Юрий Александрович,
кочегар Чистяков Сергей Фомич.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
|
|